15 июня 18 сентября 2011 года выставка «Русская бессонница» в залах Музейно-выставочного комплекса «Царицыно».
Анонс
Выставка с таким названием пройдет с 14 июня по 18 сентября в залах Музейно-выставочного комплекса «Царицыно». Фонд поддержки искусств «Арт-Линия» и ГМВК «Царицыно» при поддержке министерства Культуры РФ и правительства Москвы представляет первую часть международного проекта «Русская бессонница». В залах экспозиции разыгрывается четырехактный спектакль, главный герой которого — художник и его бессонные ночи.
Картина первая. «Мастерская художника». Вечерние сумерки, наполненные звуками подступающей ночи: слышится бой и тиканье часов, где-то капает вода. Впереди бессонная ночь с несколько ироничным напутствием Бориса Пастернака: > Не спи, не спи, художник, > Не предавайся сну. > Ты — вечности заложник > У времени в плену.
Картина вторая. «Ночные гости». Меняется освещение, слышны голоса, негромкая музыка. Здесь по Марине Цветаевой «…опять не спят./ Может — пьют вино./ Может — так сидят». А может быть, как писал Афанасий Фет: > В полуночной тиши бессонницы моей > Встают пред напряженным взором > Былые божества, кумиры прежних дней > С их вызывающим укором.
Картина третья. «Ужас одиночества» в полной темноте с яркими точками света охватывает героя после ухода гостей. Им на смену является совесть по Борису Слуцкому: > Совесть ночью, во время бессонницы, > несомненно, изобретена. > Потому что с собой поссориться > можно только в ночи без сна.
Одолевает тоска, про которую Давид Самойлов сказал: > Я разлюбил себя. Тоскую > От неприязни к бытию. > Кляну и плоть свою людскую, > И душу бренную свою.
Картина четвертая. Как светла бывает ночь, когда «И звезда с звездою говорит». В такую ночь звучат неземные голоса, появляются ангелы, и герой обращается к молитве. Просит он примирить его с совестью, с самим собой или просит послать ему вдохновение? В ожидании нового дня, взяв бессонницу в подруги, лирический герой обращается к ней словами Анны Ахматовой: > Ты опять, опять со мной, бессонница! > Неподвижный лик твой узнаю. > Что, красавица, что, беззаконница, > Разве плохо я тебе пою?
И садится играть с ней в шахматы «на лунном паркетном полу», как это делал Борис Пастернак: > И тополь — король. Я играю с бессонницей. > И ферзь — соловей. Я тянусь к соловью. > И ночь побеждает, фигуры сторонятся, > Я белое утро в лицо узнаю.
Участники
Над постановкой первого сезона «Русской бессонницы» работали:
- Автор идеи и руководитель проекта — Алиса Даншох
- Сценография и свето-дизайн — Карстен Винкельс (Германия)
- Саунд-дизайн — Александр Герасимов
- Куратор выставки — Татьяна Мыльникова
- Арт-директор фонда Арт-Линия — Елена Малич
- Исполнительный директор — Юрий Исаченков
Образ лирического героя по мотивам стихов русских поэтов создан московскими скульпторами: * Сергеем Антоновым, Сергеем Бычковым, Михаилом Дроновым, Екатериной Казанской, Ольгой Карелиц, Игорем Козловым, Виктором Корнеевым, Юрием Неродой, Александром Смирновым-Панфиловым, Петром Степановым, Игорем Трейвусом, Олегом Цхурбаевым, Борисом Черствым. * Мастерами фотографии: Максимом Железняковым и Михаилом Каламкаровым.
Каталог и статья о выставке
Статья Никиты Иванова о выставке, журнал “Юный художник”, №1, 2012г. (60 Мб)”)
Сюжет о выставке на канале ТВ Центр
На этой необычной выставке посетителей приглашают окунуться в творческую, будоражащую фантазию и совесть, атмосферу бессонницы по-русски это такая тотальная инсталляция на четыре зала, где все объединено и скульптура, и звук и свет В московском музее-заповеднике Царицыно проходит выставка, аналогов у которой, пожалуй, еще не было. Посетителей приглашают окунуться в творческую, будоражащую фантазию и совесть, атмосферу бессонницы по-русски. Увидеть, что же это такое, зрители смогут до 18 сентября. А наш корреспондент Наталья Ермак уже побывала на выставке “Русская бессонница”. Бессонница сначала была просто бессонницей. В процессе вдруг выяснилось, что слово “бессонница” кем-то запатентовано, теперь это товарный знак. Но нет худа без добра. Она стала “Русской” и сразу приобрела серебристый лунный отлив поэзии Ахматовой, Пастернака и Цветаевой. А родилась идея из одной семейной истории.
Мария Копьева, автор идеи выставки “Русская бессонница”:
Моя бабушка страдала бессонницей. Я жила с бабушкой. Она меня воспитывала. В нашей семье это была страшная тема: бесконечные снотворные. Я даже иногда подходила к двери и прислушивалась, дышит или не дышит. Из этих детских страхов, из стихов, которые читала бабушка бессонными ночами, из звуков невыносимо громкого тиканья часов, скрипов, вздохов родилось то ощущение, которого хотелось добиться от выставки.
Сергей Бычков, скульптор, участник выставки “Русская бессонница”:
Все сказали одно и то же, что, если бессонница, то значит, ночь, значит, надо, чтобы было темно. И скульптуры надо освещать точечно. Сначала планировалось, что скульптура из бронзы будет существовать в диалоге с фотографией. Но подготовленные снимки по нелепой случайности погибли. Как память, слайды тех фотографий крутятся на мониторе в первом зале экспозиции.
Татьяна Мыльникова, куратор выставки “Русская бессонница”, старший научный сотрудник музея-заповедника “Царицыно”:
Этот проект это такая тотальная инсталляция на четыре зала. Тут все объединено. И скульптура. И звук. Свет. Выставка словно сама себя строила. Отсекала лишнее. Подтягивала людей. Так внезапно возник Карстен Винкельс, дизайнер по свету. В его биографии, например, оформление павильонов Олимпиады в Пекине. Он вошел в команду в последний момент, все перелопатил, зажег по-новому. И сам зажегся.
Карстен Винкельс, дизайнер, оформитель выставки “Русская бессонница”:
Я увидел совершенно фантастическое собрание бронзовой скульптуры. И в ту же ночь у меня случилась бессонница. И я до четырех утра сделал первоначальную концепцию освещения выставки. Четыре зала. От сумеречной мастерской художника в Зал ночных гостей.
Карстен Винкельс, дизайнер, оформитель выставки “Русская бессонница”:
Я решил, что некоторые скульптуры посажу за стол. Как будто они беседуют, или общаются друг с другом.
Сергей Бычков, скульптор, участник выставки “Русская бессонница”:
У меня тут есть очень страшный гость. Вот можно перейти, посмотреть. Называется “Поцелуй оборотня”. Начинаешь целоваться с кем-то одним, а оказывается, это был оборотень. Любая страсть это поцелуй с оборотнем. Ночная тьма сгущается. И далее зрители попадают в зал “Муки совести”.
Сергей Бычков, скульптор, участник выставки “Русская бессонница”:
Это нам все наш замечательный креативный немец устроил. Муки совести с тенями. Вообще, это как бы идея, чтобы экспонировать не столько скульптуру, сколько тени. Последний зал это особенная любовь и создателей, и зрителей. Здесь ночь постепенно сходит “на нет”. И завершается ослепительным светом.
Карстен Винкельс, дизайнер, оформитель выставки “Русская бессонница”:
На потолке у нас стоят 65 светильников. Но нужно обязательно упомянуть, что мощность всех этих светильников только 3 Ватта! Ангелы сопровождают каждого к кубу, из которого бьет ослепительный свет. Но входить туда нельзя. Это задумка Карстена никаких следов в стерильно белом кубе оставаться не должно. Нам хотелось снять эффектный кадр чтобы создатели выставки, все-таки, выходили в это ослепительное пространство. Карстен сначала было пошел, но засомневался. А потом и вовсе отказался. Нельзя нарушать порядок. А художник Сергей Бычков рискнул и вышел в свет. И в этом, наверное, и есть секрет успеха. Когда такие очень разные люди, очень искренне создают вместе нечто, близкое каждому. Из света и тени.
Мария Копьева, автор идеи выставки “Русская бессонница”:
И все-таки, наверное, надо идти к свету. Пойдемте к свету.