Дети нашего двора


15 октября 2010 - 23 января 2011 гг.

Дети нашего двора

Рассказ о будущей выставке

Однажды я вышел во двор погулять. Двор у нас небольшой, но уютный, чистый, даже урна имеется, в которую некоторые из нас бросают бумажки и реже окурки. Во дворе растет травка, несколько деревьев и мелкие цветочки, которые никто не рвет, потому что у метро их не продать. А еще у нас есть песочница и почти спортивная площадка, т.е. стена дома с баскетбольным кольцом. Когда бы Вы ни вышли во двор, в песочнице всегда сидит упитанный, серьёзный и важный Петька Корнеев и самозабвенно лепит куличики. А его такая же круглолицая и щекастая сестрица торчит в окне и следит, чтобы братца не обижали. Если что, такой крик поднимает - мало не покажется. Вообще-то ее даже жалко, потому что кроме Петьки у нее еще Ванька на балконе болтается. Горластый, толстый младенец месяцев восьми от роду, требующий постоянного внимания. И куда родители смотрят?Кстати, у меня тоже есть брат и две старшие сестры. Мы, Бычковы - многодетная семья и очень спортивная. Брат Тима любит лыжи, Анна не расстается с теннисной ракеткой. Она высокая и как мы все худая. Носит коротенькую юбочку. Мол, пусть все видят, какие у нее длинные ноги. Верочка раньше занималась фигурным катанием, а начитавшись волшебных сказок, вообразила себя принцессешной. Собрала по всему дому одеяла, пледы, матрасы положила под них горошину, и всем стала рассказывать, как плохо спит, ей что-то мешает, потому что она чувствительна, как самая настоящая принцесса. Ее во дворе так и дразнят “Принцесса на горошине”. Тоже мне принцесса выискалась! Ручки тоненькие, ножки тоненькие, косичка тощенькая. Настоящий Гадкий Утенок. Хотя кто ее знает, возьмет да и станет Прекрасным Лебедем однажды. Папа мой в детстве хотел быть танкистом, но не стал. А я буду велосипедистом, и твердо еду к намеченной цели. У меня зэконский велик золотистого цвета, для большей устойчивости на трех колесах. Я с ним не расстаюсь и молниеносно передвигаюсь по двору. Я так быстро кручу педали, что мог бы вырабатывать электроэнергию и экономить деньги семейного бюджета. На день рождения мне подарили удобные сандалики и красивую майку с такой ниточкой, она на солнце как жар горит. И мама теперь зовет меня “Золотой Мальчик”. А во дворе, где всем дают прозвища, за мной закрепилось: “А чо вы тут делаете?” Якобы я как две капли похож на персонаж из фильма “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”. Я действительно всем интересуюсь. Я любознательный и в курсе всех событий, кто в чем, кто с кем. У меня со всеми хорошие отношения, кроме трех Змеевичей. Они из неблагополучной семьи, заставляют всех с ними играть в ножички на деньги, подбирают окурки, нюхают всякую гадость, от которой мухи дохнут и говорят матовые слова. Но я их не боюсь, потому что мне покровительствует сам Робин Гуд. На самом деле, по-взаправдашнему, его зовут Роберт. Он старшенький из тоже многодетных Дроновых. В школу он не успевают ходить, потому что все дни напролет борется за справедливость, сидя в кустах с рогаткой. Чуть что неправильно, стреляет метко и больно по ногам шариками из жеваной бумаги. У Роберта две младшие сестры – Машка и Дашка. С Машкой я дружу. Она постоянно ходит с надувным шариком. Хочет накупить их много-много и улететь в кругосветку. Еще не решил, но может быть, полечу с ней. А Дашка противная воображалка. Подумаешь, один раз в жизни сходила в музей и теперь косит под “Девочку на шаре”. Только куда ей до нее. Я в том музее аж два раза был и сам видел, та – хорошенькая, а у Дашки лицо как блин, косички и коленки торчат в разные стороны и у всех под ногами на своем шаре крутится, мне ездить на велике мешает. Говорит: “В цирковое поступлю, знаменитой стану, тебя, Бычок, на премьеру не позову!” Не больно то и хотелось. Что я в цирке, что ли не был? А вот с ее братом Феликсом мы дружбаны. Как только звездный вечер выпадает, он сидит часами, голову задрав, и в небо смотрит. Змеевичи его прозвали “Первый спутник”. А еще я дружу с Козлятами, т.е. с братьями Козловыми. Сеней и Веней. Семен занимается в кружке моделирования, мастерит кораблики и пускает их по ручейкам и лужам после дождя. А Козлик Веня часто болеет, сидит дома, телек зырит, к нему ходит младший Мотя Дронов, залезет на стул, и в окно смотрит, как Колян Смирнов-Панфилов пытается мяч забросить в баскетбольное кольцо. У Коляна тоже братья есть: Вовик Амаркорд у себя в трусах рублевую заначку прячет, чтоб Змеевичи не отобрали, а Данилу прозвали Царевичем из-за съемки в рекламе про Царевну-Лягушку. Про что реклама была, не помню, а костюмчик ему вместо гонорара отвалили, вот он и ходит в нем, хвастается, что в актеры пойдет. Одя Переяславец его внимательно слушает, потому что сам в кино сниматься хочет или в Антарктиду полярником уехать. Дома его совсем затюкали из-за двух младших козявок Гони-Медь и Промы. Представляете, евойный папаня античность любит и деток своих по античному назвал: Одиссей, Ганимед и Прометей. А недавно к ним родственники из деревни Усохи или Вербилки Псковской области приехали. Дед Антюфей с внуками Анфисой и Ерофеем и телкой Фросей. Весь двор Фросе пропитание собирал. Траву-то нашу она быстро сжевала. Пошли мы к соседям из дома номер пять растительность просить. А у них во дворе одни девчонки живут. С ума сойти сколько их. Некоторые симпатичные, некоторые так себе. Вообщем, разные. У меня сложилось впечатление, что они все там родственники, потому как обращались друг к другу: “Слышь, Белякова! “Отстань, Беляк”. Пожалуй, съезжу к ним еще разок, разберусь, в чем там дело. У нас во дворе почти одни мальчишки, кроме моих сестер да Машки-Дашки, Поли Корнеевой и малолетки Соньки Тугариновой, которая вечно в мамашкиных туфлях разгуливает. При этом у ее родного брата фамилия Попандопуло. Как такое может быть? Вечером я обо всем этом, т.е. о соседских девчонках поговорил со своим отражением в зеркале. Оно очень похоже на меня и зовут его Серафим. Я с ним делюсь самым сокровенным. Он всегда меня внимательно слушает и никогда не перебивает. Он лучший в мире Собеседник. Перед тем как почистить зубы, помыть ноги и лечь спать, я выглянул в окно. В неярком свете фонаря я увидел маленького Ангела. Прежде чем улететь к себе на небо, он махнул мне крылышками. Странно, но он мне кого-то напомнил. Может быть, это родственник Бори Черствого? Если точно узнаю, то обязательно Вам скажу. Спокойной ночи!

P.S. Ну, надо же! Пока я спал, у Малич сын родился. 2. P.S. Вот башка дырявая! Совсем забыл рассказать последнюю новость: тут к нам во двор два дяденьки с фотиками заявились. Я таких еще не видел. (Конечно, фотиков, а не дяденек.) Наверное, сразу в 3D снимают. И говорят дяденьки, конечно, а не фотики: “Мы, дети, вас сейчас сфотографируем и на выставку пошлем”. Что тут началось! Дашка к ним на шаре подкатила. “Меня, чур, первую!” - кричит. Колян под кольцом засуетился: “И меня!” В общем шум, гам. Фрося мычит. У Казанских на лоджии собаки лают, кошки орут, петух нечеловеческим голосом кукарекает. И тут Робя из кустов выскакивает. “Как фамилия Ваша?” - кричит, - “А не то МЧС вызову!” Дяденьки визитки свои достали и ему показывают: Калазняков и Желемкаров. “Не, не так, вспомнил: Железняков и Каламкаров”. Теперь я и все дети нашего двора, включая Тишинских, которых толком никто и не видел, ждут фоток и выставки. 3. P.S. А теперь я Вам открою один очень большой секрет: я тоже занимаюсь фотками. Искренне Ваш, А.Бычок (“А чо Вы тут делаете?”) Записала Алиса Даншох


Они такие разные

Они такие разные, эти “дети нашего двора”, и в чем-то такие похожие. И двор, в котором все они живут, имеет свое, давно известное название — «мир детства». Здесь травы по колено, снега по пояс. Здесь разом на небе солнце, месяц и звезды. В этом мире живут вместе люди, звери, рыбы и птицы. Повстречаться с его жителями на выставке в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно» позволили нам авторы, работы которых любовно собраны фондом «Арт-Линия». Творчество практически каждого из участников проекта далеко не исчерпывается темой детства, объединившей на выставке таких сильных и разных по своему почерку мастеров как скульпторы М. Переяславец, С.Бычков, М.Дронов, А.Смирнов-Панфилов, В.Корнеев, Б. Черствый, И. Козлов, Д. Тугаринов, В. Тишин, А. Попандопуло, фотографы М. Каламкаров и М. Железняков. Пожалуй, лишь Е. Белякова с ее несколько «наивными» и тонкими по колориту полотнами отдает детским изображениям решительное предпочтение. Однако трепет, который невольно испытывает зритель, показывает, что для каждого из участников выставки эта тема очевидно притягательна. Собирательный портрет ребенка, который возникает перед нами на выставке, лишен ложной красивости и слащавости. Наоборот, многие из персонажей угловаты, нескладны, худы, но при этом непосредственны, полны живости и естественного обаяния. Таковы дети на картинах кисти Е. Беляковой. Или хрупкие отроки А. Смирнова-Панфилова («Амаркорд», «Мальчик и мяч»). Они деятельны, активны, как «Голкипер» В. Корнеева, «Футболист» М. Дронова, «Лыжник» С. Бычкова или созерцательны, как герои лаконичных скульптур М. Дронова («До первой звезды») и Б. Черствого («Ангел»). Но если взоры маленьких ангелов устремлены к небесам, то мечтательный, прижимающий к груди бумажную лодочку персонаж И. Козлова — «Мальчик с корабликом», погружен в рассеянную задумчивость. Художники сопереживают, вглядываются в движения детских душ, любуются дорогими чертами юных лиц («Мой сын» А. Попандопуло). А еще улыбаются. Вот «Золотой мальчик» на трехколесном велосипеде (С. Бычков), голенькая малышка — героиня Д. Тугаринова, пробует пройтись на каблучках («Туфельки»). Скульпторов М. Переяславца («На корточках») и В. Корнеева («Младенец в пеленках», «Девочка», «Мальчик с машинкой») занимает мотив округлой плоти детского тельца, физика младенчества. А столь же округлые маленькие персонажи А. Смирнова-Памфилова («Инфант», «Инфанта») заключены в причудливую «оболочку» исторических костюмов. В зрительный ряд выставки органично вошли работы художников-фотографов М. Каламкарова и М. Железникова и фотографа А. Бычкова, также развивающие тему утра человеческой жизни. Особо следует обратить внимание на высокую профессиональную добротность представленных работ, объединенных общим настроением, светлой аурой, которую, очевидно, старались выявить и подчеркнуть создатели выставки. В итоге, благодаря совместным усилиям участников и организаторов проекта, в первую очередь фонда «Арт-Линия», состоялся добрый праздник, вход на который открыт всем посетителям Царицына — большим и маленьким.

Ольга ДОКУЧАЕВА, заместитель генерального директора по научной работе музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения.


Каталог

Постер Обложка Введение Работы


Видеоматериалы


Ревью

В Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно» с 15.10.2010 по 23.01.2011 прошла выставка «Дети нашего двора» 15 октября Государственный музей-заповедник «Царицыно» совместно с фондом поддержки искусств «Арт-Линия» открывает выставку «Дети нашего двора», которая продолжит прекрасную музейную традицию – показывать работы больших мастеров, посвященные миру детства. На выставке представлено более ста произведений (скульптура, живопись, фотография) пятнадцати московских авторов. Детская тема глубоко и серьезно волнует всех участников, среди которых такие известные скульпторы, как М.Переяславец, М.Дронов, В.Корнеев, Д.Тугаринов, С.Бычков, И.Козлов, А.Смирнов-Панфилов, Е.Казанская, В.Тишин, замечательная художница Е.Белякова, признанные художники-фотографы М.Каламкаров и М.Железняков и молодой талантливый фотограф А.Бычков. «Дети нашего двора» лишены ложной красивости и слащавости. Они такие разные. Некоторые из них нескладны, угловаты и застенчивы, другие полны энергии и живости, они деятельны и активны. Кто-то погружен в себя, мечтательно созерцая окружающий мир (М.Дронов «Первая звезда»), а кто-то дерзок и нахален. Но все они удивительно непосредственны и естественны в проявлении своих чувств и желаний. Залы населяют дети разного возраста, от младенцев и дошколят до неуклюжих подростков и тех, кто завтра шагнет в мир взрослых. В «нашем дворе», как и в самом обычном, свои порядки, обычаи, зоны влияния, игры, лидеры, красавицы и хулиганы. Дворовый «Робин Гуд» (М.Дронов) из бронзы защищает маленького «Мальчика на корточках» (М.Переяславец), милого скромного керамического ребенка («Мой сын» А.Попандопуло), «Девочку с шариком» (М.Дронов) от злых мальчишек, вечно занятых «Игрой в ножички» (Д.Тугаринов). Робин Гуд влюблен в длинноногую девушку из «Большого тенниса» (С.Бычков), не зная, что другая «Принцесса на горошине» (С.Бычков) все время думает о нем. Покровительство Робин Гуда распространяется и на «Лыжника» (С.Бычков), и на «Золотого мальчика» на трехколесном велосипеде (С.Бычков), и на скромного пытливого судостроителя «Мальчика с корабликом» (И.Козлов). Воображала «Девочка на шаре» (М.Дронов) не нуждается ни в чьей защите, она сама может за себя постоять. Щекастый малыш (В.Корнеев «Автопортрет», дерево) полностью контролирует территорию песочницы, а его старшая сестра (В.Корнеев «Портрет девочки в панаме», дерево) неотступно следит за ним и за «Младенцем в пеленках» (В.Корнеев). Во дворе уважают спорт. Его обитатели играют в теннис, катаются на лыжах и велосипеде и, конечно, обожают круглый мяч. Под баскетбольным кольцом постоянно дежурит неловкий отрок («Мальчик и мяч», А.Смирнов-Панфилов), а на воротах неизменно стоит «Голкипер» (В.Корнеев), отражая удары «Футболиста» (М.Дронов). Какой двор без собак и кошек (работы Е.Казанской)! А в «Нашем дворе» живет и размножается даже заморское крысиное «Потомство» (Б.Черствый). Совершенно особую атмосферу во дворе создают трогательные, забавные, немного нелепые и очень особенные персонажи «наивных» картин Е.Беляковой. Их изысканный колорит передает хрупкость детской души, к которой надо относиться бережно и уважительно. В зрительный ряд выставки органично вошли удивительные и неожиданные работы признанных художников-фотографов М.Каламкарова и М.Железнякова. Особую правдивость и достоверность «нашему двору» добавили фотопортреты молодого фотографа Арсения Бычкова. У выставки есть «Ангел»-хранитель (Б.Черствый), который бережет всех «Детей нашего двора», их хрупкий, сложный, удивительный и неповторимый мир детства. Выставка открыта в залах Большого дворца с 16.10.2010 по 23.01.2011 Вернисаж – 15.10.201014.00 пресс-конференция 16.00 церемония открытия Москва, ул. Дольская, д.1. Проезд до ст. метро «Царицыно», «Орехово». Телефон для справок: 8(499)725 72 87. www.tsaritsyno.net Справка На выставке будут представлены работы мастеров, ставших классиками изобразительного искусства конца XX – начала XXI века. За плечами большинства множество выставок в Москве, городах бывшего СССР, России и за рубежом. Их произведения входят в состав собрания Государственной Третьяковской галереи, хранятся в других музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

  • Скульптуры этих художников украшают улицы и площади многих городов.
  • Екатерина Казанская – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1990, член Московского Союза художников (с 1993).
  • Павел Тураев – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1979, член-корреспондент РАХ.
  • Михаил Переяславец – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1974, действительный член РАХ (с 1997), Народный художник РФ (с 1995), профессор (с 1985).
  • Сергей Бычков – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1990, член Московского Союза художников (с 1991).
  • Михаил Дронов – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1980, член Союза художников СССР (с 1983), член Союза художников России (с 1990), действительный член РАХ (с 2007).
  • Александр Смирнов-Панфилов – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1987, член Союза художников СССР (с 1989).
  • Виктор Корнеев – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1991.
  • Борис Черствый – скульптор, окончил МВХПУ (б. Строгановское) в 1977, член Союза художников России (с 1986), заслуженный скульптор России.
  • Игорь Козлов – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1982, заслуженный художник России.
  • Дмитрий Тугаринов – скульптор, окончил МГХИ им. В.И. Сурикова в 1979, заслуженный художник России (в 1996).
  • Владимир Тишин – скульптор, окончил МВХПУ (б. Строгановское) в 1985, член Союза художников СССР (с 1989), стипендиат Союза художников СССР (1990–1991).
  • Михаил Каламкаров – фотограф, окончил МГУ им. М.В. Ломоносова в 1982, член Московского Союза художников (с 1986), один из организаторов творческого объединения «Станковая фотография XXI» (в 2004).
  • Максим Железняков – художник, закончил Постановочный факультет Школы-студии (ВУЗ) при МХАТ СССР в 1985, один из организаторов творческого объединения «Станковая фотография XXI» (в 2004), член Московского Союза художников, главный художник Калужского областного драматического театра им. А.В. Луначарского.
  • Афина Попандопуло – скульптор, окончила МВХПУ (б. Строгановское), отделение керамики, член Московского Союза художников (с 1990).
  • Елена Белякова – живописец, окончила МГХИ им. В.И. Сурикова в 1988, член Союза художников России (с 1989).